Учебная деятельность по профилактике ДДТТ

Вопросы безопасности на дорогах остаются актуальными всегда, поэтому приоритетной задачей МБ ДОУ «Детский сад № 31» является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Ее решение требует совместного участия педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей).

Работа по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является комплексной и предусматривает:

  • организацию разных видов детской деятельности в режиме дня;
  • повышение компетентности педагогов и родителей;
  • использование в педагогической практике современных образовательных технологий;
  • совершенствование предметно-развивающей среды образовательного учреждения

Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путём решения нескольких задач:

  • усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
  • формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
  • развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводиться планово, систематически, постоянно и входит логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Поэтому для каждой возрастной группы определены цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми и разработано календарно-тематическое планирование ООД по всем возрастным группам, в которое включено использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей: наблюдения за транспортом, беседы с сотрудниками ГИБДД, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг, рисунков с изображением улиц, видов транспорта, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, сюжетно — ролевые, подвижные, дидактические игры, игры — соревнования, праздники, конкурсы, игры — драматизации и т.д.

Целевые ориентиры по каждой возрастной группе:

2 младшая группа: дать представление о видах транспорта, о проезжей части улицы и пешеходных дорожках. Познакомить с пешеходным маршрутом «зебра», светофором.

Средняя группа: познакомить с видами транспорта; научить различать и называть цвета светофора; знать о его назначении и принципах работы (светофор устанавливается на перекрестках, пешеходных переходах и в других местах оживленного движения). Сигналы светофора помогают избежать столкновений и предотвращают от несчастных случаев. Дать знания о правилах дорожного движения: как и где можно переходить улицу, правила поведения на дороге, основные правила поведения в общественном транспорте.

Старшая группа: закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения, о назначении светофора, его сигналах, о пешеходных переходах («зебра», подземный переход.); познакомить с правилами езды на велосипеде, а также с правилами поведения в общественном транспорте; учить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные).

Подготовительная к школе группа: закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения, о назначении светофора, его сигналах, о пешеходных переходах («зебра», подземный переход.); познакомить с правилами езды на велосипеде, кататься только на закрытых площадках, а также с правилами поведения в общественном транспорте: входить в автобус через переднюю дверь, а выходить через заднюю, не высовываться, не выставлять руки и т.д.; учить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные); дать представление о работе Государственной инспекции безопасности дорожного движения (инспектора ГИБДД, стоят на постах, следят за движением, чтобы автомобили не превышали скорость, соблюдали правила.); рассказать о работе полицейских регулировщиков, которые должны стоять с жезлом на перекрестке, где нет светофора.

Планируемые результаты освоения детьми программы дошкольного образования включает целевые ориентиры возможных достижений детей:

В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

Умение различать грузовой и легковой транспорт. Знание частей автомобиля. Знание о водителе автомобиля. Первоначальные представления о сигналах светофора. Элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре. Знания о том, кого перевозит автобус, где он останавливается.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

Знание видов транспорта. Знание о светофорах (транспортном и пешеходном). Знание о работе водителя. Умение объяснять, как правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре. Знание о пассажирском транспорте.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

Сформированы представления о том, что разные машины имеют разное предназначение. Знание машин специального назначения. Знание правил поведения в общественном транспорте. Знание правил поведения пешеходов. Умение объяснить, что такое улица, переход, проезжая часть, одностороннее, двустороннее движение. Знание дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!»

На 4 году обучения ребёнок должен усвоить:

Знания о правилах ПДД для пешеходов и пассажиров. Знания о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора. Знания о перекрёстке, «зебре», видах переходов (наземный, подземный, надземный). Знание назначений дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!», «Велосипедное движение». Знание правил езды на велосипеде.

При разработке календарно-тематического планирования каждый педагог пользуется учебно-методической литературой и детской художественной литературой по тематике дорожного движения (соответствующая возрасту детей)

2 младшая группа:

  1. Данилова Т.И. Программа «Светофор»;
  2. Романова Е.А. «Занятия по ПДД»;
  3. Шорина Н. «Не спеши»;
  4. Волков С. «Пешеходы и машины»;
  5. Косова Г. «Безопасная дорога»;
  6. Томилина Н. «Поехали»;
  7. «Паровозик из Ромашково»;
  8. Книжка-гармошка «Что ездит»;
  9. Михалков С. «Песенка друзей».

Средняя группа:

  1. Данилова Т.И. Программа «Светофор»
  2. Красный, желтый, зеленый
  3. Большие и маленькие машины.
  4. Правила поведения для малышей.
  5. «Техника»
  6. О.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников».
  7. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». — СПб.: «Детство — Пресс», 2004. — 144 с.
  8. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. — М.: «Просвещение», 2000, издание 2, — 94 с.
  9. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, — 48 с.
  10. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 — 64 с.
  11. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.«Просвещение»,1973-48с.
  12. Козловская Е. А. Профилактика детского дорожно — транспортного травматизма.- М: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 — 55с.
  13. Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко — Пресс», 2001 — 89 с.
  14. Нестеренко А.А. Страна загадок. — Ростов н/Д.: Изд — во Рост. Ун-та, 1991.
  15. Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 -48 с. 15.
  16. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.-М.: «Просвещение», 1989 — 64 с.
  17. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.-М: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2- 64с.
  18. П. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 — 80 с.
  19. Шурыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 — 80 с.
  20. Н.Носов «Автомобиль»
  21. Юрлеин «Любопытный мышонок»
  22. Кончаловская Н «Самокат»
  23. С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит».

Старшая и подготовительная к школе группы:

  1. Данилова Т.И. Программа «Светофор»
  2. Правила Дорожного Движения: «Юный пешеход».
  3. Волков СЮ. Про правила дорожного движения.
  4. Дорожные знаки. Дидактические карточки.
  5. Дарья Орлова. Правила дорожного движения для школьников и малышей.
  6. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге.
  7. С.Волков. Едут, едут пассажиры. Про правила дорожного движения.
  8. Ю. Могутин «Ты идешь по улице».
  9. Б.Житков «Светофор».
  10. О.Бедарев «Азбука безопасности».
  11. В.Клименко «Происшествия с игрушками».
  12. Н.С.Михалков «Три чудесных цвета», «Моя улица», «Скверная история».
  13. И.Мигунова «Друг светофор».
  14. В.Иришин «Прогулка по городу».
  15. А.Дмоховский «Чудесный островок».
  16. Н.Кончаловская «Самокат».
  17. В.Кожевников «Светофор».
  18. Д.Хурманек «Перекресток».
  19. П.С.Волкова «Про правила дорожного движения».
  20. Первые уроки «Правила» дорожного движения».
  21. Ю. Могутин «Ты идешь по улице»

Особое внимание в работе нашего детского сада уделяется созданию соответствующей предметно-пространственной среды по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, которая предполагает выделение зон сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических игр, оформление уголков по ПДД в групповых помещениях и на территории учреждения (пешеходные разметки, наличие атрибутов для подвижных игр по ПДД, учебно-игровые комплексы по ПДД и др.).

Большое внимание в детском саду уделяется работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды мы постоянно подчеркиваем ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения. Поэтому, организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно­-транспортного травматизма с родителями воспитанников мы привлекаем их к участию в проводимых нами мероприятий: родительские собрания с включением очень важного вопроса по ознакомлению с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах; участие родителей в совместной подготовке и проведении экскурсий, целевых прогулок; участие родителей в совместной подготовке и проведении кукольного театра «Приключение друзей в большом городе»; оформление информационно-методического материала для родителей по профилактике ДДТТ и т.д. Задача педагога – максимально использовать авторитет семьи (родителей) в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улицах.

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть